БЮДЖЕТ



Историческая справка района


«Подобную гавань трудно отыскать в целом  мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана»

В.А. Римский-Корсаков

 

Муниципальное образование - Советско-Гаванский муниципальный район входит в состав Хабаровского края как административно-территориальная единица.

Советско-Гаванский муниципальный район расположен на южном берегу глубоководного, удобного для захода судов с любой осадкой залива Советская Гавань. На севере район граничит с Ванинским районом, на западе - с Нанайским  и Комсомольским районами, на востоке омывается водами Татарского пролива, который отделяет его от острова Сахалин.

         Район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

         Площадь района-15.6 тыс.кв.км., что составляет 1,98% территории Хабаровского края. В Советско-Гаванском районе поживает 42,2 тыс. человек

         История района начинается с 23 мая 1853 г., когда 23-х летний лейтенант российского флота Николай Константинович Бошняк, сподвижник адмирала Невельского Г.И., изучая берега Татарского пролива, в рамках Амурской экспедиции открыл неизвестный залив Хаджи, назвав его гаванью императора Николая (Императорская гавань).

         4 августа 1853 г. Г.И. Невельской основал «военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост». Это было первое русское поселение в заливе Императорская гавань. Начальником Константиновского поста Г.И. Невельской назначил Н.К. Бошняка.

        В начале 1856 г. в Императорской гавани по приказу военного губернатора В.С. Завойко был затоплен фрегат «Паллада». Фрегат совершил полукругосветное плавание, доставив из Кронштадта в Японию дипломатическую миссию во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным.

         Длительное время Императорская гавань использовалась для укрытия и стоянки кораблей. Лишь в конце XIX – начале XX веков гавань стала оживать. Исключительное удобство гавани для стоянки судов, обилие леса, рыбы, пушного зверя привлекли иностранных и русских предпринимателей.

         С основанием в 1907 г. австралийской лесной концессии «Слей-Мур и К°» Императорская гавань стала важнейшим лесоторговым центром.

        В начале XX века  на берегу залива насчитывалось три населённых пункта, где проживало русское население: на берегу бухты Маячной, на берегу бухты Японской и посёлок лесной концессии.

         В 1922 г. усилиями Первого Северного экспедиционного партизанского отряда под командованием Василия Степановича Колесниченко в районе была установлена советская власть.

         До 1926 г. Императорская гавань входила в состав Кхуцинской волости Ольгинского уезда Приморской губернии. С реорганизацией Приморской губернии был образован Советский район с центром в Советской Гавани.

         В 1927 г. в Советской Гавани побывал известный исследователь Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев, который возглавлял комплексную экспедицию Дальневосточного переселенческого управления. Целью экспедиции было изучение экономики и перспектив развития района.

         Существенные перемены в жизни Советской Гавани произошли в 30-е годы XX века: созданы  четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Совгаванский лесозавод, национальный колхоз «Ороч». С мая 1932 г. издаётся газета «Советская звезда».

         В 1934 г. началось строительство первенца индустрии в районе – судоремонтного завода, а в 1937 г. коллектив завода выпустил из ремонта первый пароход.

        В эти же годы начинается строительство мелькомбината, Дальневосточной электростанции специального назначения, морского порта.

        В 1939 г. в заливе Советская Гавань для обеспечения обороны побережья Татарского пролива, Охотского моря, охраны морских перевозок на Дальнем Востоке была сформирована Северная Тихоокеанская флотилия.

         В Советской Гавани работают: артель «Красный швейник» (предшественница комбината бытового обслуживания), предприятия связи, торговли, медицинские учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории), школы, детские сады и ясли, клубы, библиотека, вечерний университет марксизма-ленинизма.

         В 1939г. началось строительство железнодорожной магистрали Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, но начавшаяся Великая Отечественная война приостановила эту работу.

         Накануне войны Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1941 г. рабочий посёлок Советская Гавань Советского района Приморского края был преобразован в город  краевого подчинения. Советский район Приморского края был ликвидирован. Рабочие посёлки, сельские советы, входившие в состав Советского района, были подчинены Советско-Гаванскому городскому совету.

         «Всё для фронта, всё для победы!»  - под этим лозунгом жила страна и далёкий от фронта город. На борьбу с фашизмом уходят рабочие судоремонтного завода,  лесорубы, рыбаки, строители, охотники. На многих фронтах они показали образцы мужества и стойкости в боях за Родину.

6430 совгаванцев ушло на фронт, 2500 человек погибло.

        Делу победы над врагом отдавали все свои силы и оставшиеся в тылу совгаванцы. Один за другим выходят из судоремонтного завода отремонтированные корабли. Непрерывно растут заготовки леса, добыча и переработка рыбы, выпуск тёплой одежды для фронтовиков. Не прекращается и промышленное строительство.

        В январе 1943 г. вступил в строй действующих машиностроительный завод (Северный судоремонтный завод). В условиях военного времени возобновилось строительство железной дороги. 

        20 июля 1945 г. открылось сквозное временное движение поездов Комсомольск- Совгавань- Сортировочная. Летом 1947г. в город пришёл первый пассажирский поезд. Второй выход Транссиба к Тихому океану был открыт.

         В мае 1948 г. на аэродроме 42-го авиационного полка приземлилось первое гражданское воздушное судно.

        Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 сентября 1948 г.  город Советская Гавань с пригородной зоной в составе двух рабочих посёлков и пяти сельских советов был передан из Приморского края в Хабаровский.

В 1950 г. на основании решения правительства был организован стройтрест № 508.  В Советской Гавани открыт городской пищевой комбинат, с 1952 г. выпускает продукцию колбасный завод.

В 1963 г. был построен широкоэкранный кинотеатр «Авангард».  

В 1966 г. открыт краеведческий музей по улице Советской, в 1970 г. – Дворец спорта и приёмная станция «Орбита», в 1973 году вошёл в строй действующих  молокозавод, работает рыбокомбинат «Совгавань» - одно из старейших дальневосточных рыбопромышленных предприятий, в будущем преобразован в Базу океанического рыболовства, в 1978 г. – гостиница «Советская Гавань» и многие  другие объекты.

До декабря 1973 г., времени образования Ванинского района, морской торговый порт Ванино – самый крупный в Хабаровском крае – входил в состав Советско-Гаванского района.

В 1980 г. в Советской Гавани появляется вторая строительная организация, преобразованная в 1981 г. в управление строительства № 106.

Строительный трест был создан для сооружения двух крупных оборонных заводов: ДВЗ «Паллада» и ДВЗ «Прибой», а также объектов инфраструктуры города, с расчётом доведения численности населения города до 200 000  человек.

К середине 80-х  годов  XX века Советская Гавань – крупный промышленный и культурный центр на побережье Татарского пролива. В городе и районе работают 16 школ, вечерний судоремонтно-судостроительный техникум, два профессионально-технических училища. Культурный досуг жителей обеспечивали клубы, библиотеки, Дома культуры, кинотеатры, музыкальные школы, краеведческий музей, спортивные комплексы.

          Политические и экономические изменения в стране в последующие годы определили новый виток развития Советско-Гаванского района. Природные условия и ресурсы района обеспечивают необходимые предпосылки для                     развития охотничьего и рыбного промысла, лесной промышленности. Уникальная природа - богатая флора и фауна, заповедные места – даёт предпосылки для развития туризма.

          31декабря 2009г. при активном участии правительства края Правительством Российской Федерации подписано постановление «О создании на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края портовой экономической зоны» с целью строительства современного мощного глубоководного порта, опираясь на уникальные природно-климатические условия, удобное географическое положение и уже имеющуюся инфраструктурную основу.

          У Советско-Гаванского района прекрасное будущее, благодаря неравнодушию, трудолюбию жителей, искренне преданных родному уголку земли.